Глава говорит о том, что самое прекрасное в человеке - знания и разум
Мое призванье - слово, а желанье -
Восславить разум, возвеличить знанья.
Во тьме незнанья знанья - свет зари,
Его сиянье - пламя изнутри,
Ум возвышает знающего имя
На всеми именами остальными.
Чтоб убедиться, вспомни Нуширвана *,
Чье имя как звезда среди тумана.
Обогатил народ сей муж учёный,
Провозгласил разумные законы,
А щедрость, соразмерную уму,
Прозванье «Щедрый» дал народ ему.
Царь, если ум дала ему природа, -
Великий дар для своего народа.
…Лишь зрелый муж сумеет стать учёным,
Что может знать подросток несмышлёный?
Что можно ожидать от старика,
Чья память меркнет и дрожит рука?
Мужей из низкородных, несвободных
Возвысит ум до круга благородных.
Ученый муж - будь он простолюдин -
Сам поданный себе и господин.
Ученый независимей невежды:
Он знаньем хлеб добудет и одежды.
Постигнем знанья - будем всем нужны,
Не умаляйте, люди, их цены.
Напомню истину, что непреложна:
«И добродетель без ума ничтожна».
На мускус наши знания похожи:
Скрыть мускус невозможно - знанья тоже.
Речь знающего обнаружит знанья,
Как близость мускуса - благоуханье.
…Чтоб конь не шёл неведомо куда,
Необходима крепкая узда.
Чтобы дурные сдерживать желанья,
Узда необходима в виде знанья.
На воле табуны пасутся в поле,
И только конь любимый на приколе.
Твой лучший конь у дома день-деньской,
Чтоб быть ему на случай под рукой.
Всегда, тем более себя мы ценим,
Тем меньше воли мы даем влеченьям.
Для мудреца все ясно и не странно,
А для глупца свое же имя бранно.
Одно и то же слово и совет
На пользу мудрецу, глупцу во вред.
Ещё скажу: прав ты иль не прав,
Не молви слова, гнев не обуздав,
Чтобы потом, когда уж сделал дело,
Раскаянье тобой не овладело.
Я склонен полагать, что низких свойство -
В борьбе со слабым проявлять геройство.
В былые времена сказал об этом
Ученый, одаривший нас советом:
«Гнев отнимает разум у людей,
Во гневе добрый человек - злодей.
И даже тот, кто праведнее всех,
Во власти злобы совершает грех».
…Себя я начертать позволю строки,
Чтобы мужские указать пороки.
Серьезней всех других наверняка
Такой изъян, как лживость языка.
Пристрастие к злоречью - к слову злому -
Противоречит существу мужскому.
Мужчину унижает также завить,
Позорно жить, завистником прославясь.
Мужчина должен все решать спокойно,
Давать свободу гневу недостойно.
Для мужа мужелюбие - несчастье.
Что в жизни хуже этого пристрастья?
Один порок - поверь - вселится в нас
И открывает дверь другим тотчас.
Вращаются миры, полны величья.
Меняется земля, её обличье.
На свете лишь добро неколебимо,
Все доброе для смертных исполнимо.
Блажен тот смертный, что добро творит, -
В огне раскаянья он не сгорит.
Меж тем как зло, все на пути губя,
Уничтожает и само себя.
Злой человек - земли недолгий гость.
Его сжигает собственная злость.
Не знает злой ни счастья, ни веселья,
Лишь добрый человек достигнет цели.
* Нуширван (Ануширван, букв. «бессмертная душа») - один из наиболее известных и могущественных иранских царей из династии Сасанидов