Глава говорит о том, что самое прекрасное в человеке - знания и разум


Мое призванье - слово, а желанье - 
Восславить разум, возвеличить знанья.

Во тьме незнанья знанья - свет зари,
Его сиянье - пламя изнутри,

Ум возвышает знающего имя
На всеми именами остальными.

Чтоб убедиться, вспомни Нуширвана *,
Чье имя как звезда среди тумана.

Обогатил народ сей муж учёный,
Провозгласил разумные законы,

А щедрость, соразмерную уму,
Прозванье «Щедрый» дал народ ему.

Царь, если ум дала ему природа, -
Великий дар для своего народа.

…Лишь зрелый муж сумеет стать учёным,
Что может знать подросток несмышлёный?

Что можно ожидать от старика,
Чья память меркнет и дрожит рука?

Мужей из низкородных, несвободных
Возвысит ум до круга благородных.

Ученый муж - будь он простолюдин -
Сам поданный себе и господин.

Ученый независимей невежды:
Он знаньем хлеб добудет и одежды.

Постигнем знанья - будем всем нужны,
Не умаляйте, люди, их цены.

Напомню истину, что непреложна:
«И добродетель без ума ничтожна».

На мускус наши знания похожи:
Скрыть мускус невозможно - знанья тоже.

Речь знающего обнаружит знанья,
Как близость мускуса - благоуханье.

…Чтоб конь не шёл неведомо куда,
Необходима крепкая узда.

Чтобы дурные сдерживать желанья,
Узда необходима в виде знанья.

На воле табуны пасутся в поле,
И только конь любимый на приколе.

Твой лучший конь у дома день-деньской,
Чтоб быть ему на случай под рукой.

Всегда, тем более себя мы ценим,
Тем меньше воли мы даем влеченьям.

Для мудреца все ясно и не странно,
А для глупца свое же имя бранно.

Одно и то же слово и совет
На пользу мудрецу, глупцу во вред.

Ещё скажу: прав ты иль не прав,
Не молви слова, гнев не обуздав,

Чтобы потом, когда уж сделал дело,
Раскаянье тобой не овладело.

Я склонен полагать, что низких свойство -
В борьбе со слабым проявлять геройство.

В былые времена сказал об этом
Ученый, одаривший нас советом:

«Гнев отнимает разум у людей,
Во гневе добрый человек - злодей.

И даже тот, кто праведнее всех,
Во власти злобы совершает грех».

…Себя я начертать позволю строки,
Чтобы мужские указать пороки.

Серьезней всех других наверняка
Такой изъян, как лживость языка.

Пристрастие к злоречью - к слову злому -
Противоречит существу мужскому.

Мужчину унижает также завить,
Позорно жить, завистником прославясь.

Мужчина должен все решать спокойно,
Давать свободу гневу недостойно.

Для мужа мужелюбие - несчастье.
Что в жизни хуже этого пристрастья?

Один порок - поверь - вселится в нас
И открывает дверь другим тотчас.

Вращаются миры, полны величья.
Меняется земля, её обличье.

На свете лишь добро неколебимо,
Все доброе для смертных исполнимо.

Блажен тот смертный, что добро творит, -
В огне раскаянья он не сгорит.

Меж тем как зло, все на пути губя,
Уничтожает и само себя.

Злой человек - земли недолгий гость.
Его сжигает собственная злость.

Не знает злой ни счастья, ни веселья,
Лишь добрый человек достигнет цели.

* Нуширван (Ануширван, букв. «бессмертная душа») - один из наиболее известных и могущественных иранских царей из династии Сасанидов
Hosted by uCoz