Вверх тормашками Ocean, 1987 Маленький мальчик компьютер купил, Два дня поиграл — и теперь он дебил! Народная песня
Эта игра для опытных игроков, уставших от глупых стрелялок и нуждающихся в сложных играх с огромными лабиринтами. Head Over Heels дает возможность проверить свое упорство и “почесать репу” над неразрешимыми на первый взгляд (а иногда и на десятый) загадками. Эта программа займет ваш досуг на протяжении недель, а если вы перестанете читать описание на этом месте, то даже и месяцев. Игра привлекает великолепной объемной графикой (как в программах Batman или Nosferatu) и многообразием персонажей и предметов. Она относится к разряду таких игр, в которые, не обладая бессмертием, играть бесполезно (о том, как сделать бессмертную версию программы, читайте в конце описания). 1. СюжетСюжет игры прост до идиотизма: вам требуется спасти пяток планет от кровожадных инопланетян. Они спрятали на каждой планете по детонатору от бомбы (внешне он жутко похож на императорскую корону — взгляните на рисунок) и как хотят терроризируют запуганное население.
Правители планеты FREEDOM (Свобода) посылают супершпиона (это вы) спасать порабощенные планеты. Первая схватка с представителями Империи Черного Клыка (BLACKTOOTH EMPIRE) уже имела место и закончилась весьма плачевно — вас разрубили пополам! Так что теперь еще одна ваша задача — соединить затерянные в лабиринте половинки и, то сливая их вместе, то вновь разъединяя, найти все детонаторы и вернуться на планету FREEDOM. Заранее предупреждаем: в конце игры вас ждет не только благодарность жителей освобожденных планет, но и сверх того, титул императора! Вы станете повелителем пяти миров, один из которых сейчас превращен в каторгу (PENITENTIARY), другой забит книгами (BOOK WORLD), третий напоминает подземные лабиринты египетских пирамид (EGYPTUS), а еще один похож на поселение африканских дикарей (SAFARI). Ну а мир BLACKTOOTH неотличим от средневековой Европы. 2. Главный геройА теперь о шпионе. Выглядит он как очаровательная собачка, как вы уже знаете, разрубленная пополам. Верхняя часть — голова с руками (HEAD) — умеет хорошо прыгать, управлять направлением своего падения и еще — стрелять. Лишенная ног, передвигается она довольно медленно, и то благодаря своим крыльям — перепонкам на руках. Нижняя часть — ноги (HEELS), понятно, без рук — быстро бегает и может собирать предметы. Соединив половинки, вы объединяете их полезные качества. Чтобы это сделать, надо привести героев в один экран и, поставив HEAD ровно сверху над HEELS (если вы обратили внимание, название игры можно перевести еще и как “Голова над ногами”), нажать ключ SWOP, переносящий управление с одной собачки на другую. Изображения собачек внизу экрана загорятся одним цветом, и с этого момента две половинки нашего героя будут действовать как единое целое. Забавно, что у каждой половинки есть свое лицо, и при совмещении вы получаете не простую а “двухэтажную” собачку с двумя головами!
Герой игры Head Over Heels. 3. Информация во время игры
Игровой экран программы Head Over Heels.
Во время игры большие цифры рядом с изображениями собачек в нижней части экрана означают количество жизней. Число рядом с молнией для HEAD показывает, сколько времени она может сохранять дополнительное свойство бегать, словно молния. Число справа у пружинки показывает, сколько еще HEELS может сделать длинных прыжков. Эти дополнительные качества вы обретете, найдя белого кролика (см. часть 5, буква Z). Таким же образом достаются новые жизни и временное бессмертие, которое отмечается у щита с крестиком. 4. МенюСамая главная опция игры — PLAY THE GAME (старт). Если вы выберите ее, а до этого уже играли и прошли довольно много, то вам предложат продолжить старую игру (OLD GAME) с записанного положения (см. часть 5, буква F), начать с самого начала (NEW GAME) или вернуться в главное меню (MAIN MENU) Для передвижения курсора по меню используйте любую клавишу, для подтверждения выбора Enter. В подменю SELECT THE KEYS можно переопределить клавиши: клавишей Enter выберите то, что хотите изменить, нажмите нужную вам клавишу (очень аккуратно!) и после появления нажатой литеры на экране повторно нажмите Enter. Помимо клавиш перемещения в игре используются ключи:
Использование клавиши Н во время игры, приостановит ход действий, а нажав в этом режиме Caps Shift или Symbol Shift можно вообще закончить игру. Любая другая клавиша продолжит ее. Закончив переопределение клавиш, нажмите Symbol Shift — и вы в главном меню:
5. Персонажи и предметыПредметам, наиболее нуждающимся в описании, мы присвоили обозначения в виде латинских" букв (этими же буквами они обозначены и на карте). Функции же остальных предметов настолько очевидны, что в комментариях не нуждаются.
A. - Агрессивные роботы. Их несколько типов, но все они на одинаковых B. - Шар. Выполняет самые различные функции (например, функции подставки). Характерная черта заключается в том, что его можно толкнуть, и он будет катиться, пока не упрется во что-нибудь. C. - Космонавт. Главная боевая единица армии Черного Клыка. В связи с инопланетным происхождением начисто лишен ног. Его прикосновение убивает, а если вы запаслись бессмертием, то гоняется за вами, а настигнув, либо прижимает к стене, либо по-хамски пытается вытолкнуть в двери. Чрезвычайно проворен и следит за всеми вашими передвижениями, так что обойти его для HEAD весьма сложно. Можете запрыгнуть ему на голову, но знайте — в пустой комнате слезть с него невозможно. На некоторых экранах встречаются неподвижные космонавты, которые, по-видимому, служат только для запугивания слабонервных игроков. D. - Распылитель. Это единственное оружие в борьбе с роботами, не считая быстрых ног. Чтобы зарядить его, нужно не что-нибудь, а плюшки (см. ниже)! Но это только чтобы зарядить — стрелять вы будете газовым облачком, парализующим врагов. Прикасаться к застывшим врагам не стоит, так как все свои смертоносные качества они сохраняют и в “замороженном” виде. E. - Колья. Чем-то напоминают ящик с молочными бутылками, но куда опаснее! F. - Рыба перевоплощения. Заменяет отсутствующую в программе функцию записи на ленту (а ее больше всего не хватает!). Если вы взяли такую рыбу, то после того, как умрете или закончите игру из режима пауза, а затем воспользуетесь функцией OLD GAME, то продолжите игру с того места, где взяли рыбу. Правило это действует сразу на обеих собачек, то есть обе продолжат игру с “записанного” положения, независимо от того, какая из них брала рыбу. Примечательно, что воскреснув один раз, во второй раз вы начнете игру не отсюда, а “на одну рыбу назад”. F1. - Существует также мнимая рыба. Она мертва, и взять ее невозможно, а внешне отличается от обычной только тем, что плавники ее не шевелятся и сама она не мотает хвостом. G. - Лопух. Увидев его, вы сразу поймете, чем он заслужил такое прозвище. Помещен он обычно в комнате, где пол покрыт шипами (а это смертельно!). Чтобы пройти куда требуется, нужно запрыгнуть на какую-нибудь безопасную площадку. Здесь и пригодится “плоский чайник” Лопуха! Подогнать Лопуха на нужное место можно с помощью черного предмета на одной ножке, чем-то напоминающего гриб. Если надо, к примеру, сдвинуть Лопуха вниз, заходите сверху и толкайте черную штуковину вниз. Правда, в отличие от Лопуха, она не сдвинется. Имея бессмертие, можно толкать непосредственно Лопуха, то есть двигать его, стоя на шипах. Н. - Наковаленка. Ее нельзя переносить, но можно толкать и использовать как основу при своих построениях (об этой специфической технике читайте подробнее на букву (К). Аналогичными качествами обладают книги, также встречающиеся в игре. I. - Робот-пуговка. Подставка такая же, как и у агрессивных роботов (А), только сверху диск с двумя дырочками посередине. Отличается весьма наглыми выходками: до поры до времени стоит не шелохнувшись, а когда вы пересечете горизонталь или вертикаль, на которой он стоит, вдруг срывается с места и врезается в вас. Скорость такая, что увернуться невозможно. Один совет - прыгайте! J. - Исчезающая собачка. Еще одна любопытная находка авторов программы. Обычно в комнате их несколько и выставлены они лесенкой. Примечательны тем, что могут быть полезны лишь для нижней половинки шпиона (HEELS). Другая его часть просто не в состоянии ими воспользоваться, поскольку когда она попадает на такой экран, все собачки разом исчезают (прямо на глазах). То же самое действие производит присутствие обеих соединенных половинок. К. - Предметы различных конфигураций, объединенные единым свойством: их можно взять и переставить на новое место. При этом используйте ключ CARRY. В игре немало ситуаций, когда вам надо подняться на несколько уровней выше (1 уровень — это высота одной собачки). Для этого, надо построить себе из предметов лесенку. Неберущиеся предметы, если такие есть, используйте в основании вашего построения, а остальные ставьте один на другой (с небольшим сдвигом в сторону), запрыгивая на площадку и нажимая CARRY — предмет появится прямо под вами.
В игре немало ситуаций, когда приходится строить такие вот “пирамиды”. Подровнять получившуюся лестницу можно, толкая “ступеньки” в прыжке (делается это не для красоты, а чтобы вся постройка не рассыпалась, когда вы будете на нее залезать). Теперь пора залезать на самый верх. Только учтите, что запрыгивая на одну площадку, вы автоматически сдвигаете следующую, иначе в конце подъема окажетесь не у желанной цели, а на полу среди “обломков”! L. - Лифт. Сам двигается вверХ-вниз. Запрыгнув в него, вы оказываетесь на полу верхнего (если поднимались) этажа или в самой непосредственной близости от него, так чтобы можно было допрыгнуть. М. - Барабан. С бессмертием он для вас все равно, что шар (В), только катится побыстрее. В нормальной же игре не советуем дотрагиваться до него. N. - Двигающаяся наковальня. Представьте себе, на ней можно ездить! Обычно по каким-нибудь гадостям. Если вы зашли в экран, а наковальня не двигается, знайте: вам придется запустить ее собственноручно. Встав посередине наковальни, вы в прямом смысле поедете “куда глаза глядят”. О. - Плюшки (6 штук). Это “патроны” для распылителя (D). Обратите внимание: начав игру опцией OLD GAME, вы не будете иметь ни одной плюшки. Р. - Пружина. С нее можно прыгнуть дальше и выше обычного. Q, - Робот-черепаха. Попробуем объяснить, почему мы так назвали чудовище: одноглазое существо движется по прямолинейным траекториям, что позволяет предугадать расположение “островков безопасности”. Прикосновением своим она убивает, но в отличие от агрессивных роботов, не станет гоняться за вами по всей комнате. R. - Решетка. Иногда мешает как загородка, а иногда полезна как лесенка (последнее качество пригодится только для хорошо прыгающей собаки). S. - Череп. Странный персонаж, похожий на череп, на который натянули купальную шапочку и маску для подводного плавания. По своим качествам не отличается от черепахи (Q). Т. - Площадка телепортации. Встав сюда и нажав JUMP, вы переноситесь в другую комнату. По идее, можно тут же вернуться назад, повторно нажав JUMP, но есть телепортации, работающие только “в один конец”. Последние отмечены на карте, как Т1 и обычно полезны только после того, как вы найдете на планете детонатор. U. - Выключатель. Для переключения достаточно дотронуться до него (сбоку или сверху). Обычно служит для остановки (выключения) опасных передвигающихся роботов. V. - Вулкан. Опасен, его приходится перепрыгивать или обходить. W. - Вертушка. Опасна и старается прикоснуться к вам, хотя все же не так проворна, как космонавт (С). X. - Такси. Тоже опасно, но двигается, хаотически, хоть и быстро. Y. - Саквояж. Без него HEELS не может собирать предметы. Z. - Бельый кролик. Съев его, соответствующая ваша собака получает две дополнительные жизни. Если проделать это сразу двумя собаками (соединенными), то по две жизни добавится каждой. Некоторые кролики дают временное бессмертие или недостающее качество одной из половинок шпиона. * - Детонатор. Обозначен на карте звездочкой. Напоминаем, что найти его — ваша главная цель на каждой планете (а всего их 5). Ряд предметов мы не обозначили на карте, так как они очень часто встречаются в лабиринте и помечать их расположение было бы излишеством. Различные тумбочки. Передвигать их нельзя, но зато по ним можно прыгать. Только прыгать осторожно: есть такие, которые исчезают после того, как вы наступите на них (тают прямо под вами). В результате можно оказаться на шипах или провалиться туда, откуда вы с таким упорством забирались. Чтобы исчезнувшие тумбочки вновь восстановились, надо выйти из комнаты и снова в нее зайти. Каждый раз, когда вы возвращаетесь в какой-либо экран, все персонажи и вещи оказываются на своих первоначальных местах (не восстанавливаются только полезные предметы, взятые ранее). Катушки. Есть в игре цилиндрики на подставках (они похожи на те штуковины, с помощью которых на стиральных машинах отжимают белье). Встав на них, вы неминуемо покатитесь в какую-нибудь сторону. Вреда от этого не будет, если в нужный момент сумеете спрыгнуть. Периодически в игре встречаются коробки с продольными отверстиями сверху (иногда на них стоят неподвижные космонавты) — их лучше перепрыгивать. 6. Сообщения после окончания игрыА теперь о грустном — о вашем некрологе. После смерти выдается сообщение о заработанном рейтинге, о набранных очках и о том, сколько комнат было обследовано (EXPLORED ... ROOMS) и сколько планет было спасено (LIBERATED ... PLANETS). . Рейтинг имеет 6 ступеней и растет по мере прохождения комнат и нахождения детонаторов. Самая низкая ступень — DUMMY(манекен) дается тем, кто прошел очень мало комнат (позор всем, кто прочитав это Щописание, закончил игру с таким низким рейтингом!). Остальные ступени — NOVICE(новичок), SPY (шпион), MASTER SPY(профессиональный шпион) и HERO(герой). А пройдя всю игру, вы получите статус EMPEROR (император). 7. ПрактикаКарты планеты BLACKTOOTH Среди игроков существуют отдельные феномены, которые любят все делать сами (сами тонуть и сами спасаться), так вот эта глава написана совсем не для них! Здесь авторы описания предлагают конкретные ответы на вопрос “как играть?”. Поскольку лабиринт состоит примерно из 300 экранов, описывать каждый из них мы не будем. А расскажем о том, как дойти до “спутника”, откуда можно попасть на любую планету. Дальше вы будете продолжать путь сами, а мы только подскажем, как пройти самые сложные участки чужих планет. Начав путь на планете BLACKTOOTH, вы должны собрать пять детонаторов и затем телепортироваться на планету FREEDOM.
Отсюда начинается путь HEAD. Начав игру HEAD-ом, в первом же экране берите белого кролика, телепортируйтесь и идите вниз. Сворачивайте налево в комнату с шипами на полу. Если соблазнитесь плюшками, то сначала выключите рубильник (вправо), хотя, если вам надоело жить, можете попробовать плюшки и не трогая выключатель. Дальше возвращайтесь в коридор, и вниз до конца, в комнату с рыбкой. Оттуда ступайте направо и, прыгая по исчезающим кирпичам, возьмите распылитель. Теперь возвращайтесь на предыдущий экран, запрыгивайте с пружины на колонну и берите, рыбу. Обратно вверх и налево. Следующие два экрана дадут возможность потренироваться в перепрыгивании вулканов, а потом вы проходите сверху туннеля (запомните этот экран!). На следующем экране будьте осторожны: кирпичи посередине рассыпаются. При игре с бессмертием этот экран особенно опасен. Не сворачивая, продолжайте путь мимо вулканов до экрана с решеткой, где есть одна хитрость — второй слева сегмент заграждения (он второй и по высоте) рассыплется, если вы попытаетесь прыгнуть сквозь решетку в этом месте. Возьмите плюшки, кролика и возвращайтесь к вулканам, а оттуда наверх, где в комнате с роботами можно, если хотите, вволю пострелять. Из следующего экрана есть два пути: наверх — за кроликом и налево — к лифту. Сначала возьмите кролика (Z), а затем возвращайтесь и идите налево. Здесь, поднявшись на помост с помощью лифта, толкайте влево сразу три наковаленки. Падают они одна на другую, образуя стройную конструкцию, которую следует передвинуть к двери наверх. Забравшись в следующий экран, ни в коем случае не сворачивайте направо, иначе придется заново пройти несколько предыдущих экранов. Вместо этого поспешите наверх и возьмите рыбку (F). Осторожно: последний перед рыбой кирпич исчезает. В следующем экране спрыгивайте на нижний этаж и там рядом с лотками ждите HEELS.
Начало пути HEELS. Переключаете управление на HEELS и в первом же экране теле-портируетесь. Через комнату с пружиной проходите к лифту. Будьте внимательны на верхнем этаже — есть опаснасть упасть снова вниз, если вовремя не спрыгнуть с катушек. Потом не спешите есть рыбу, лучше сначала взять в комнате справа саквояж (Y). Для этого, управляя Лопухом, подталкиваете с его помощью тумбочку на расстояние прыжка от верхнего левого угла (вдоль верхней стенки). Прыгаете на "тумбочку, потом на Лопуха и, наконец на катушки, где лежит саквояж. Возвращаетесь, едите рыбу и строите пирамидку. Из следующего экрана, воспользовавшись лифтом, поднимаетесь на третий этаж и идете вверх, мимо вулканов. Из двух предметов (К) строите лесенку, пара шагов и... о чудо! Здесь вы были раньше, только не внутри, а снаружи туннеля. Смело ползите наверх, где можно взять кролика, дающего 10 длинных прыжков. Там же забирайтесь на площадку лифта и поднимайтесь на четвертый этаж. Вы увидите два кирпича: один исчезает, а тот, что прямо у двери вполне подойдет для вашей остановки. В комнате с шипами внимательно рассчитывайте прыжки, а в экране с дверью налево второй на вашем пути кирпич — исчезающий. В комнате с черепами (S) качните шар к выключателю. Только выберите для этого такой момент, чтобы шар не попал в череп. После этой операции смело проходите мимо застывших противников и падайте вниз. Здесь стройте лесенку сначала не влево, а вверх (вверх по нашей карте, так как, вы понимаете, что лестницы и влево, и вправо тоже приходится строить вверх). Прыгая по катушкам (а с бессмертием — можно и по шипам!), берите двух кроликов и рыбу. Возвращайтесъ в экран, где строили лестницу-пирамидку. Тем же способом организуйте себе дорогу налево. Парочка экранов и вы спрыгиваеге вниз — вот они, лотки! Наконец-то HEAD и HEELS влесте. Пройдите немного вниз, и вот уже рядом ваш партнер HEAD (в левом экране). Соедините собак и берите кролика в ближнем углу — каждой собаке прибавится две жизни. Не рассчитывайте найти кролика внутри аналогичной постройки вверху — там вулкан! Обеими собачками запрыгивайте с тумбочки в комнату наверх, где встретите Лопуха. Ставьте его примерно посередине комнаты. Запрыгнув ему на голову, можно, в принципе, перепрыгнуть шипы. Но поскольку это сложно, вам, возможно, будет легче переправить собак по одной. При этом одна собака сидит сверху Лопуха, а другая управляет им. После этой комнаты сворачивайте налево. По одной проводите собак под мостиком из вулканов. В следующем экране собачкам придется расстаться. HEELS идетвнизктелепортатору, a HEAD продолжает путь налево. Там она (HEAD) попадает в комнату с вулканами, мчится вверх, минуя очередную комнату со страшным созданием — вертушкой, и проваливается на этаж вниз. В экране справа будет непросто допрыгнуть до единственного выхода — постарайтесь прыгать с самого края тумбочки. Воспользовавшись телепортацией, вы окажетесь на спутнике. Еще чуть-чуть, и можно телепортироваться на любую планету! Экран слева может показаться непроходимым, но это не так! Трех кирпичей вполне достаточно, чтобы не упасть на шипы. Точные прыжки вверх и влево позволят вам спокойно дойти до экранов, где на полулежат барабаны (М), образуя форму стрелки, указывающей направление к концу игры. Но туда вы пойдете после спасения четырех планет, а сейчас надо привести на спутник HEELS. Телепортировавшись, HEELS оказывается в экране с двенадцатью космонавтами. Радуясь, что они неподвижны, как пеньки, HEELS идет в левый экран и забирается по лесенке из... чего бы вы думали? — собак (J)! Теперь вам требуется, ловко маневрируя Лопухом и ставя его на пути наковальни (N), изменить траекторию ее движения так, чтобы она двигалась в левой части экрана, стукаясь об колья, стенки и самого Лопуха, стоящего справа снизу от пружинки. Выполнив эту непростую задачу, садитесь на наковальню, которая довезет вас прямо до следующей двери. Здесь, у развилки, надо идти влево. Построив лесенку из предметов, перепрыгивайте через вулканы, и в следующем экране сможете полакомиться крольчатиной, а затем скорее вниз, там можно телепортироваться на спутник! Теперь, соединив собачек и для одобрения похлопав самого себя по плечу, приступайте к освобождению планет от ига Империи Черного Клыка! Book World
В первом же экране вам придется применить для объединенных собачек прием, характерный для HEAD — прыжок на кирпич, стоящий прямо над вашей головой. Для этого надо, прыгнув с опоры в сторону от кирпича, перевернуться в воздухе на 180 градусов и держать это направление, пока падаете. С первого раза такой финт у вас вряд-ли получится, но рекомендуем его отработать — он будет весьма полезен в дальнейшем.
Egyptus
К сожалению, статуи египетских фараонов не шевельнутся, чтобы поблагодарить вас, когда вы будете телепортироваться к началу EGYPTUS из соседнего экрана. Safari
Телепортация в экране 8 перенесет героев в начало планеты, а потом и на спутник. Penitentiary
Спасая эту планету, всегда задаешь себе вопрос: "А кого ты спас? Уж не этих ли закованных в кандалы скелетиков, что мучаются на стенах тут и там?.." Последняя загадка планеты BlacKtoothПройдя четыре планеты, продолжайте исследование BLACKTOOTH в поисках последнего детонатора и телепортации на планету FREEDOM. Авторы этого описания побывали на планете FREEDOM, но, увы, без последнего детонатора. Оставался один экран, где быладверь, допрыгнуть до которой не удалось. Возможно, за этой дверью и прячется последняя загадка BLACKTOOTH. Несколько слов о картах планет. Если внимательно посмотреть на карты лабиринтов, можно заметить кучу надписей и загадочных стрелочек. С надписями вы разберетесь сами, а стрелочки обозначают либо переход с этажа на этаж, либо направление движения отдельных частей супершпиона (на них стоит цифра 1 — для HEAD или 2 — для HEELS). Стрелки между этажами показывают возможное направление героев (стрелка, направленная только в одну сторону, показывает те экраны, куда можно упасть, но откуда нельзя подняться). Если рядом с изображением комнаты стоит цифра с точкой, это означает, что в части 7 вы сможете найти описание этого экрана. Экран, куда вы попадете, воспользовавшись телепортацией Т1 (работает в одну сторону), отмечен буквой Т в кружочке. Экраны, связанные телепортацией (как Т, так и Т1), на карте соединены линией со стрелочкой на конце. Из-за огромных размеров планеты BLACKTOOTH авторам пришлось разделить ее на две части. Эти две части соединены на карте метками-цифрами в кружочке, то есть из экрана с меткой 1 на карте BLACK TOOTH 1 вы попадете в экран с меткой 1, но уже на карте BLACK-TOOTH 2. 8. Самое главное(Глава применима только к оригинальному спектруму!) Атеперь о том, без чего игра практически невозможна — о бессмертии. Загрузите первый бейсик-блок командой MERGE. С помощью команды LIST 1
просмотрите строки бейсик-программы и запишите где-нибудь число, стоящее за инструкцией RANDOMIZE USR.
После этого сотрите все строки в программе. В итоге остается строка с номером О,
после которой нужно написать свой собственный загрузчик, обеспечивающий бессмертие:
В строке 20 после LET A = вставьте число, которое вы записали. Сохранить загрузчик можно с помощью инструкции SAVE “HEAD HEELS” LINE 0. Учтите: существуют бессмертные версии HEAD OVER HEELS, где ничего менять уже не надо. Играя с бессмертием, надо помнить об одной весьма важной детали: в некоторых экранах, упав на шипы, вы окажитесь в тупике! И никакое бессмертие не поможет запрыгнуть обратно — слишком высоко! Если бы бессмертия не было, вы бы умерли и появились снова там, откуда свалились, а так... единственный выход из этой печальной ситуации — прервать игру, нажав один из Caps Shift или Symbol Shift в режиме паузы. Авторы этого описания искренне надеются, что упорный читатель сделает то, что не удалось им и пройдет игру до конца! Но помните, что главное — не цель, а процесс ее достижения, то есть сама Игра! |